31 January 2013

Россия продолжит участие в международной программе мониторинга школьников

Также было принято решение участвовать в международных тестированиях уровня PISA на регулярной основе

Минобрнауки пересмотрело решение об отказе от участия России в международной программе мониторинга школьников. Ранее сообщалось, что с 2012 года тестирование на федеральном уровне будет прекращено. Как 31 января пишут Известия со ссылкой на ведомство, также  было принято решение участвовать в международных тестированиях уровня PISA (Programme for International Student Assessment) на регулярной основе. В октябре прошлого года сообщалось, что отказ от участия в тестировании был следствием стремительно ухудшающейся динамики показателей.

Тестирование образовательных достижений учащихся по методике PISA проводится международной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Само тестирование принципиально отличается от повседневных экзаменов и тестов. В ходе исследования оценивается не уровень усвоения школьной программы, а способность подростков применять полученные в знания в жизненных ситуациях. Также проверяются математическая и естественнонаучная грамотность школьников, навыки усвоения прочитанного. Само исследование проводится раз в три года и проходит по всему миру.

По итогам последних двух исследований Россия показывала не самые впечатляющие результаты. Так, в 2009 году средний показатель российских учащихся по читательской грамотности составил 459 баллов (средний показатель по странам ОЭСР — 493 балла). По этому показателю Россия заняла 42-е место среди 74 стран-участниц PISA. По показателям математической и естественнонаучной грамотности российские школьники находятся на 38-м и 39-м местах соответственно. Итоги за 2012 год будут подведены в декабре текущего года.

«Россия продолжит свое участие в международных исследованиях PISA, а также PIRLS и TIMSS (PIRLS оценивает способности ученика по работе с текстом, TIMSS — математические способности и естественнонаучные знания). Результаты подобных исследований использовались и будут использоваться для оценки качества человеческого капитала и конкурентоспособности стран. Это показатели, которые стимулируют обновление содержания и технологии обучения в российских школах», — сообщил источник в Департаменте государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки.

Тестирование по методике PISA проходят учащиеся в возрасте 15 лет. По мнению специалистов отдела оценки качества образования Российской академии образования (РАО), во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе и именно на данном этапе важно определять состояние знаний и умений. Также было подчеркнуто, что именно в таком возрасте необходимо оценить способность учащегося самостоятельно приобретать знания.

«Участвовать нужно обязательно. Недавно было отправлено распоряжение из правительства по регионам о предоставлении информации об успеваемости учащихся. Такие тестирования необходимо проводить, ведь необходимо знать свои слабые стороны, чтобы отслеживать динамику и своевременно вносить коррективы», — говорит Галина Ковалева, координатор исследования PISA в России и руководитель отдела оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО.

Помимо этого в планах министерства включение России в новые исследования — по информационной и компьютерной грамотности ICILS (с этого года), оценке граждановедческой компетентности ICCS (с 2014 года), оценке навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC (с этого года).

В прошлом году Россия также участвовала в экспериментальном тестировании AHELO, который направлен на определение компетентности выпускников вузов. Национальным координатором проекта AHELO (иначе — «Оценка результатов обучения в высшем образовании») является Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики». Руководитель проекта Татьяна Мешкова считает, что, проведя такой пилотный проект, можно будет с точностью сказать, сравнимо ли образование в вузах на международном уровне.


<< ВСЁ: раздел "Новости"
<< Все "Пресса"