Зарубежный опыт: в США при оценке качества образования основная роль отводится самим университетам

Основными методами оценивания являются оценка, аккредитация, аудит и ранжирование

В США при оценке качества образования основная роль отводится самим университетам, причем во многих есть собственные оценочные центры, и независимым оценочным организациям. В Америке данный вид оценивания развит очень сильно, существует даже целая серия журналов, посвященная только оцениванию высшего образования.

Главными целями структур, проводящих оценку качества высшего образования, являются следующие. Во-первых, обеспечение качества высшего образования в различных контекстах: экономическом, социальном и культурном. Во-вторых, поддержание и оказание поддержки высшим учебным заведениям в применении мер по улучшению качества преподавания и обучения. В-третьих, стимулирование взаимного обмена информацией по вопросам обеспечения качества образования.

Основными методами оценивания являются оценка, аккредитация, аудит и ранжирование. «Оценка» - в глобальном смысле термин обеспечения качества, однако, довольно часто она рассматривается параллельно другим методам, таким как, например, аудит. Рассмотрим несколько видов оценки, наиболее распространенных на Западе. Первой можно выделить «оценку предмета» - она акцентируется на качестве определенного предмета, как правило, по всем программам, где этот предмет преподается. Второй тип оценки - «оценка программы» - она фокусируется на деятельности в рамках учебной программы. Третий - «оценка учебного заведения» - здесь изучается качество работы вуза, его организация, финансовые вопросы, управление, материально-техническая база, а также преподавательская и исследовательская работа.

Последний вид - «оценка темы» - изучает качество или практику конкретной образовательной темы, например, консультации студентов. Наиболее распространенными оценками, используемыми и в Европе, и в США, являются оценка программ и учебного заведения. Связано это с тем, что два других типа более частные и требуют больше усилий для оценивания, тогда более востребованные виды оценок позволяют довольно быстро дать представление о состоянии университета.

Метод «аккредитации» в последнее время особенно активно применяется в Европейской системе обеспечения качества образования, в частности в Германии, Норвегии и Нидерландах, где этот метод является основным. Оценка и аккредитация - это разные вещи. В отчете Европейской Сети по Обеспечению Качества Высшего Образования за 2001 год, аккредитация была охарактеризована по следующим признакам: аккредитация должна признавать или не признавать, что тоже возможно, что программа университета или он сам отвечают необходимым стандартам. Помимо этого аккредитация включает в себя оценку на основе ранжирования, данные основываются на критериях качества (о них будет сказано позже) и всегда «двоичны» - это всегда либо «да», либо «нет».

«Аудит» - это метод, в рамках которого должны быть оценены сильные и слабые стороны механизмов, обеспечивающих качество образования, которые распространены в оцениваемом учебном заведении. Делается это, в основном, для того, чтобы обеспечить мониторинг и улучшить деятельность вуза, преподавание и организацию. Традиционно аудит наиболее распространен в Великобритании и Ирландии.

«Ранжирование» является элементом оценки, в ходе которого сравниваются результаты по предметам, программам, учебным заведениям или темам. Это, по мнению Европейской Ассоциации Университетов, ведет к постоянному обмену положительным опытом. Это наиболее молодой и неизученный метод в рамках оценивания.

Основными принципами, на которых строится оценка, являются самостоятельность и независимость от государства и других вузов в выборе процедур оценки, применение самооценки, внешняя оценка экспертами и опубликование отчета. В рамках Европейской системы оценки качества эта модель получила название «четырехступенчатой». В задачу внешних оценщиков входит проведение опросов, осмотр учебных классов и материальной базы, встреча с руководством и изучение документации. Кроме того, почти все университеты считают, что повышение качества образования является их основной целью, вследствие этого логично то, что большинство активно применяют самооценку. Она имеет несколько целей, среди которых составление документации, положительно влияющая на дальнейшее развитие вуза, а также создание основы для дальнейшего совершенствования. Чаще всего в процесс самооценки включены руководители и преподаватели учебных заведений.

Остается рассмотреть один из наиболее сложных вопросов в ходе проведения оценки - это проблема выбора образовательных индикаторов и систем показателей. Система разработки показателей такая же, как при разработке показателей в экономической или социальной сферах. Проблема образовательных индикаторов заключается в сложности определения критериев качественного образования, так как не существует прямых показателей, указывающих на эффективность или неэффективность этого процесса. Здесь необходимо учитывать данные и относительно студентов, и относительно преподавательского состава. Индикаторы обычно группируются по показателям условий осуществления образовательной деятельности (концепция учебного заведения, кадры, образовательные ресурсы), показателям процесса (управление вузом, содержание образовательных программ, социальная инфраструктура), показателям результата (качество подготовки бакалавров, магистров, уровень трудоустройства, эффективность исследовательской деятельности).

Особенностью американской системы оценки является развитие системы самооценки. Этот факт связан с тем, что до недавнего времени контроль над университетами со стороны администрации штатов и государственных органов в целом был достаточно слабым. Несмотря на это, американские вузы всегда стремились улучшить систему образования, акцент в данном стремлении делался именно на систему самооценки, проводимой на уровне учебного заведения. Тем не менее, последнее время наблюдаются тенденции к тому, что во многих скандинавских странах развивается самооценка.

Говоря об экспертных оценках, важно отметить, что в США профессиональные общественные организации, такие, как ассоциации медиков или юристов, играют важную роль, они строго оценивают программы университетов, так как заинтересованы в поднятии престижа своих профессий и получении специалистов, уверенно ориентирующихся в их поле. В Европе такие ассоциации появились позже, но сейчас их количество увеличивается.

Основными способами оценки в рамках американской системы являются оценка вузов профессиональными экспертами, оценка через специализированную аккредитацию и самооценка.

В США при оценке качества образования основная роль отводится самим университетам, причем во многих есть собственные оценочные центры, и независимым оценочным организациям. В Америке данный вид оценивания развит очень сильно, существует даже целая серия журналов, посвященная только оцениванию высшего образования.


Главными целями структур, проводящих оценку качества высшего образования, являются следующие. Во-первых, обеспечение качества высшего образования в различных контекстах: экономическом, социальном и культурном. Во-вторых, поддержание и оказание поддержки высшим учебным заведениям в применении мер по улучшению качества преподавания и обучения. В-третьих, стимулирование взаимного обмена информацией по вопросам обеспечения качества образования.

Основными методами оценивания являются оценка, аккредитация, аудит и ранжирование. «Оценка» - в глобальном смысле термин обеспечения качества, однако, довольно часто она рассматривается параллельно другим методам, таким как, например, аудит. Рассмотрим несколько видов оценки, наиболее распространенных на Западе. Первой можно выделить «оценку предмета» - она акцентируется на качестве определенного предмета, как правило, по всем программам, где этот предмет преподается. Второй тип оценки - «оценка программы» - она фокусируется на деятельности в рамках учебной программы. Третий - «оценка учебного заведения» - здесь изучается качество работы вуза, его организация, финансовые вопросы, управление, материально-техническая база, а также преподавательская и исследовательская работа.

Последний вид - «оценка темы» - изучает качество или практику конкретной образовательной темы, например, консультации студентов. Наиболее распространенными оценками, используемыми и в Европе, и в США, являются оценка программ и учебного заведения. Связано это с тем, что два других типа более частные и требуют больше усилий для оценивания, тогда более востребованные виды оценок позволяют довольно быстро дать представление о состоянии университета.

Метод «аккредитации» в последнее время особенно активно применяется в Европейской системе обеспечения качества образования, в частности в Германии, Норвегии и Нидерландах, где этот метод является основным. Оценка и аккредитация - это разные вещи. В отчете Европейской Сети по Обеспечению Качества Высшего Образования за 2001 год, аккредитация была охарактеризована по следующим признакам: аккредитация должна признавать или не признавать, что тоже возможно, что программа университета или он сам отвечают необходимым стандартам. Помимо этого аккредитация включает в себя оценку на основе ранжирования, данные основываются на критериях качества (о них будет сказано позже) и всегда «двоичны» - это всегда либо «да», либо «нет».

«Аудит» - это метод, в рамках которого должны быть оценены сильные и слабые стороны механизмов, обеспечивающих качество образования, которые распространены в оцениваемом учебном заведении. Делается это, в основном, для того, чтобы обеспечить мониторинг и улучшить деятельность вуза, преподавание и организацию. Традиционно аудит наиболее распространен в Великобритании и Ирландии.

«Ранжирование» является элементом оценки, в ходе которого сравниваются результаты по предметам, программам, учебным заведениям или темам. Это, по мнению Европейской Ассоциации Университетов, ведет к постоянному обмену положительным опытом. Это наиболее молодой и неизученный метод в рамках оценивания.

Основными принципами, на которых строится оценка, являются самостоятельность и независимость от государства и других вузов в выборе процедур оценки, применение самооценки, внешняя оценка экспертами и опубликование отчета. В рамках Европейской системы оценки качества эта модель получила название «четырехступенчатой». В задачу внешних оценщиков входит проведение опросов, осмотр учебных классов и материальной базы, встреча с руководством и изучение документации. Кроме того, почти все университеты считают, что повышение качества образования является их основной целью, вследствие этого логично то, что большинство активно применяют самооценку. Она имеет несколько целей, среди которых составление документации, положительно влияющая на дальнейшее развитие вуза, а также создание основы для дальнейшего совершенствования. Чаще всего в процесс самооценки включены руководители и преподаватели учебных заведений.

Oстается рассмотреть один из наиболее сложных вопросов в ходе проведения оценки - это проблема выбора образовательных индикаторов и систем показателей. Система разработки показателей такая же, как при разработке показателей в экономической или социальной сферах. Проблема образовательных индикаторов заключается в сложности определения критериев качественного образования, так как не существует прямых показателей, указывающих на эффективность или неэффективность этого процесса. Здесь необходимо учитывать данные и относительно студентов, и относительно преподавательского состава. Индикаторы обычно группируются по показателям условий осуществления образовательной деятельности (концепция учебного заведения, кадры, образовательные ресурсы), показателям процесса (управление вузом, содержание образовательных программ, социальная инфраструктура), показателям результата (качество подготовки бакалавров, магистров, уровень трудоустройства, эффективность исследовательской деятельности).

Особенностью американской системы оценки является развитие системы самооценки. Этот факт связан с тем, что до недавнего времени контроль над университетами со стороны администрации штатов и государственных органов в целом был достаточно слабым. Несмотря на это, американские вузы всегда стремились улучшить систему образования, акцент в данном стремлении делался именно на систему самооценки, проводимой на уровне учебного заведения. Тем не менее, последнее время наблюдаются тенденции к тому, что во многих скандинавских странах развивается самооценка.

Говоря об экспертных оценках, важно отметить, что в США профессиональные общественные организации, такие, как ассоциации медиков или юристов, играют важную роль, они строго оценивают программы университетов, так как заинтересованы в поднятии престижа своих профессий и получении специалистов, уверенно ориентирующихся в их поле. В Европе такие ассоциации появились позже, но сейчас их количество увеличивается.

Основными способами оценки в рамках американской системы являются оценка вузов профессиональными экспертами, оценка через специализированную аккредитацию и самооценка.


<< Все "Пресса"